При планировании расстановки оборудования в магазине нужно опираться на требования руководящих документов (СНиПы, ГОСТы, правила пожарной безопасности и пр.) и наработки в области мерчендайзинга. Давайте рассмотрим основные моменты, которые определяются этими двумя источниками.

Расстановка оборудования с точки зрения документов

Если покопаться в СНиПах и других руководящих документах, вы найдете немало рекомендаций (скорее даже требований). В первую очередь при планировании обратите внимание на ширину проходов. В частности, п.7.2.4. СП 1.13130.2009 устанавливает зависимость этой величины от торговой площади. Она следующая:

  • от 1.4 м при торговой площади до 100 м2;
  • не менее 1.6 м для помещений от 100 до 150 м2;
  • от 2 метров для объектов от 150 до 400 м2;
  • не менее 2.5 м для магазинов площадью 400 м2 и более.

Также, если в магазине продается легковоспламеняющаяся или взрывоопасная продукция, при расстановке следует спланировать изоляцию таких отделов от других при помощи противопожарных перегородок. Рекомендует использовать отделку и мебель из негорючих или слабогорючих материалов.

И это не все. В руководящих документах рассматривается немало нюансов планирования торговых помещений с учетом их профиля, формы торговли, ассортиментного перечня и пр. Чтобы все предусмотреть, есть смысл обратиться при планировании к специалистам.

А что на этот счет говорит мерчендайзинг?

Рекомендаций мерчендайзеров по расстановке оборудования огромное количество. Давайте рассмотрим несколько правил, которые применимы к магазинам, независимо от их профиля и ассортимента.

 Итак, ширине проходов мерчендайзеры также уделяют внимание. Рекомендации следующие:

  • от 0.8 м для покупателей с корзинками;
  • от 1.4 м для клиентов с тележками.

Также есть еще популярная рекомендация — чем выше стеллаж, тем шире возле него должен быть проход.

«Грабли», «Сетка», «Фристайл» - схемы расстановки мебели

При выборе варианта расстановки оборудования при планировании рекомендуем рассмотреть следующие схемы:

  • «Грабли». Стеллажи выстраиваются параллельно короткой стене помещения. Длинная стена остается свободной для обустройства больших витрин и прочих целей.
  • «Сетка». Расстановка оборудования параллельно длинной стене. Плюс такого подхода — простота управления потоками покупателей.
  • Диагональное размещение. Требуется больше места, чем в предыдущих случаях. Но, как показывают исследования, это вариант способствует повышению покупательской активности.
  • «Фристайл». Вариант подходит для торговых помещений неправильной формы. Здесь могут сочетаться элементы разных схем расстановки.

Не забываем про «Золотой треугольник»

Планируя расстановку мебели в магазине, не забывайте про «Золотой треугольник». Его вершины — зона при входе в магазин, самая важная витрина и касса. Расстояние между ними должно быть как можно больше, чтобы покупатель по пути мог «зацепить» больше товаров. Также в каждой из зон рекомендуется размещать определенные группы товаров. Опять же — по этому вопросу стоит обратиться к специалистам.

0